Начало кольца
http://www.lenta.ru/articles/2010/09/14/reach/
Впечатления от игры Halo: Reach
Три года, которые студия Bungie потратила на разработку новой игры, подошли к концу. В ближайшее время в магазинах появится проект под названием Halo: Reach, с которым издательство Microsoft Game Studios связывает большие ожидания. Руководители компании отмечают, что фантастическому шутеру для Xbox 360 вполне по силам бросить вызов даже Call of Duty: Black Ops, которой еще до выхода предрекают сумасшедшие продажи. Сотрудники Bungie, в свою очередь, просто надеются, что их последняя, во всех смыслах этого слова, игра из серии Halo понравится геймерам.
Для начала стоит вкратце напомнить, о чем, собственно, идет речь в новом шутере. Действие игры разворачивается на колонизированной людьми планете Рич незадолго до событий основной трилогии Halo. Приквел, как, впрочем, и все другие части сериала, посвящен борьбе людей с инопланетянами-ковенантами. В данном конкретном случае геймеру предстоит взять на себя роль бойца с позывным "Noble Six" - члена боевого подразделения спартанцев под названием Noble Team.
Собственно, вся эта информация была доступна еще до того, как процесс разработки игры завершился. Нам же, в первую очередь, были интересны не столько перипетии развернувшейся войны, сколько обещания разработчиков рассказать посредством Halo: Reach серьезную мрачную историю. И здесь скрывается, по сути, единственный недостаток новой игры.
Сотрудники Bungie действительно добавили в традиционно ровное для научно-фантастического шутера повествование немного трагедии. Но это не помогает геймеру избавиться от чувства, что все происходящее на экране имеет какой-то несерьезный, немного комиксовый оттенок. Кажется даже, что Halo 3: ODST вызывала уместное в данном случае чувство неизбывной тоски куда лучше, чем Reach. Там, правда, разработчики достигли подобного эффекта за счет относительно мирных пробежек по мрачноватому городу Нью-Момбаса (точнее, по тому, что от него осталось).
Прямо так и сказал?
В беседе с журналистами издания Eurogamer один из руководителей Microsoft Стивен Макгилл, отвечающий за успехи Xbox 360 в Великобритании, заявил, что компания связывает огромные надежды с Halo: Reach. Когда его спросили, действительно ли он считает, что новый шутер от Bungie сможет обойти по продажам Call of Duty: Black Ops, он ответил: "Это будет очень хорошая битва, и да, я верю в это". Он также напомнил, что именно первая часть Halo была той игрой, которая фактически изменила все, сделав консольные шутеры от первого лица доступными и веселыми.
В Halo: Reach атмосфера безысходности куда-то улетучилась. Те сцены, которые, по идее, должны впечатлять игрока (будь то нападение ковенантов на мирных жителей или эпизод с самопожертвованием одного из героев), сделаны не слишком искусно, с какой-то армейской прямотой. Новому шутеру ощутимо не хватает грамотного режиссера, который смог бы расставить все по местам. Впрочем, это дело вкуса. В конце концов, не за спартанские слезы и страдания миллионы геймеров любят сериал Halo. Любят они его, в первую очередь, за бодрый игровой процесс. А с ним у Reach все в порядке.
До привычного каждому поклоннику Halo сумасшедшего ритма новая игра разгоняется за считанные минуты. Толком не успеваешь понять, как именно бойцы Noble Team ввязываются в бой с ковенантами. При этом достаточно лишь поверхностного знакомства с предыдущими частями сериала, чтобы моментально освоиться в Reach. Игра по-прежнему поощряет безумные перестрелки и не пытается навязывать какой-то определенный стиль прохождения уровня. По сути, сотрудники Bungie превращают всех геймеров вне зависимости от возраста в маленьких детей и сажают их в большую песочницу, давая возможность развлекаться так, как им хочется.
Если задуматься, то кроме создателей Halo в наши дни таких игр уже почти никто и не делает. Есть шутеры с возможностью прокачки; с уровнями, под завязку забитыми кинематографичными скриптами; с различными (и частенько совершенно бесполезными) "фишками", вроде системы укрытий или кучи разнообразных вспомогательных гаджетов. В Halo есть лишь некий минимум, необходимый для того, чтобы удерживать геймера у экрана телевизора. И это никак нельзя отнести к минусам сериала.
Кто-то может упрекнуть студию Bungie в том, что на протяжении последних девяти лет она делает одну и ту же игру. Но это не так. От одного эпизода к другому сериал Halo совершенствуется. В качестве примера можно привести хотя бы искусственный интеллект противников, который эволюционирует с каждой частью. Практически любой ковенант в Reach представляет для бойцов Noble Team серьезную угрозу. Враги прячутся от выстрелов, разбегаются от гранат, используют обходные пути, окружают, удерживают высоты и в целом не позволяют геймеру расслабиться до тех пор, пока очередная локальная стычка не завершится.
Из-за этого игроку приходится экспериментировать с оружием и различными способностями, которыми обладает Noble Six. В каких-то ситуациях пригодится возможность быстро передвигаться по местности, в каких-то лучше воспарить в небо и расстрелять противников сверху. В определенные моменты помогают напарники, хотя всегда полагаться на их интеллект не стоит - живым людям в хитрости и боевой мощи они все же уступают.
Кстати, раз уж мы упомянули полеты, то стоит напомнить, что в Reach впервые за всю историю сериала появилась возможность поучаствовать в космическом бою. Приблизительно в середине игры новая часть Halo превращается из шутера с видом от первого лица в самый настоящий космосим, где геймеру необходимо удерживать оборону, отстреливая многочисленные корабли противников.
А как там мультиплеер?
Нам не удалось по достоинству оценить многопользовательский режим Halo: Reach. Причина проста - компания Microsoft предоставила "Ленте.Ру" копию игры еще до начала продаж, и в онлайн, понятное дело, еще не успели набежать сотни тысяч юных (и не очень) американцев. Впрочем, о мультиплеере мы уже упоминали в отчете с парижской презентации Reach.
С точки зрения управления полеты реализованы просто идеально. С собственным кораблем осваиваешься моментально; нет необходимости проходить долгий режим обучения и привыкать к необычной обстановке. Буквально через несколько мгновений после начала миссии вражеские суда начинают разлетаться на мелкие кусочки. Азарт, с которым бросаешься в погоню за очередным противником, сложно описать. При этом местный космос выглядит вполне пристойно, чего, в общем-то, не ожидаешь от игры, где полеты являются лишь небольшой частью геймплея, приятным бонусом, не более того.
Сама планета Рич по-настоящему красива. В августе мы посетовали на то, что новая часть Halo выглядит не слишком впечатляюще, однако это было поспешное заявление. Сотрудники Bungie действительно постарались, улучшив все, что можно было улучшить - начиная от работы с освещением и заканчивая спецэффектами. Сюда также стоит добавить отличный дизайн и впечатляющие своими размерами локации, которые, несмотря на научно-фантастический антураж, еще и на удивление живописны.
Игра не такая уж длинная - чтобы пролететь сюжетную кампанию, достаточно восьми-десяти часов. И это будет весьма приятное времяпрепровождение. Очень жаль, что Bungie решила отдохнуть от Halo. Ведь умение каждый раз превосходить свои собственные достижения и покорять новые высоты не так уж распространено среди разработчиков. Reach действительно является лучшим эпизодом Halo на текущий момент. И наплевать на сюжетную прямоту и незамысловатый геймплей - про все это как-то забываешь, когда на горизонте маячит очередной отряд ковенантов.
Максим Мишин